4. Условия осуществления образовательного процесса.
4.1. Материально-технические условия.
Для реализации основной общеобразовательной программы детского сада имеется необходимый материально-технический минимум, а именно:
1. Типовое здание общей площадью – 1363,2 кв.м. Типовой проект на 140 мест.
2. Территория общей площадью – 6783 кв.м.
3. Специализированные кабинеты для оказания образовательных, медицинских, оздоровительных и консультационных услуг:
· Групповые помещения – 6;
· Спальные комнаты – 6;
· Приёмные – 6;
· Музыкально-физкультурный зал;
· Прачечная – 1;
· Кастелянная – 1;
· Пищеблок – 1;
· Медицинский кабинет – 1;
· Процедурный кабинет – 1;
· Кабинет музыкального руководителя – 1;
· Кабинет заведующего – 1;
· Методический кабинет – 1;
· Кабинет завхоза - 1;
· Кладовка для хранения спортинвентаря и музыкальных костюмов – 1.
Санитарно-бытовые условия всех помещений соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам.
В летний период планируется капитальный ремонт медицинского кабинета, кабинета заведующего, прачечной, ремонт группового помещения и санузла II младшей группы.
Базисные компоненты развивающей среды в нашем учреждении включают необходимые условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития наших воспитанников.
В МАДОУ просторные, эстетически оформленные групповые помещения, уютные рекреации и кабинеты. Оформление лестничных маршей и коридоров несет познавательную и эстетическую направленность. Музыкально-физкультурный зал обеспечивает правильное физическое, эстетическое и музыкальное развитие каждого воспитанника в соответствии с его способностями.
На территории детского сада расположены оборудованные игровые и спортивная площадка. Планируется строительство новой спортивной площадки.
4.2. Медико-социальные условия пребывания детей в дошкольном учреждении.
Физическое развитие детей, охрана и укрепление их здоровья являются приоритетными в деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Медицинское обслуживание детей в МБДОУ строится на основе следующих нормативно-правовых документов: Приказа Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ от 30.06.92 г. № 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях", информационного письма Минздрава РФ от 04.02.91 г. "Формирование базового ассортимента лекарственных средств для медпунктов детских дошкольных и школьных учреждений", информационного письма Минздрава РФ от 23.07.92 г. № 22-02-02/334 "Основные направления использования фитотерапевтических мероприятий в детских организованных коллективах", методических рекомендациях Минздрава СССР, института питания АМН СССР "Питание детей в детских дошкольных учреждениях", инструктивно-методических рекомендаций и приказов отделов здравоохранения Свердловской области и г. Екатеринбурга.
Медицинское обслуживание детей в дошкольном учреждении осуществляется врачом-педиатром и старшей медицинской сестрой.
Работа МБДОУ № 116 строится в тесном сотрудничестве с поликлиникой №16 (наблюдение за состоянием здоровья и консультации осуществляет врач-терапевт, врачи-специалисты ежегодно проводят диспансеризацию детей и санацию полости рта).
Медико-социальные и материально-технические условия обеспечивают достаточный уровень охраны и укрепления здоровья, физического развития детей. Медицинский блок состоит из 3 кабинетов: процедурного, медицинского, изолятора.
Имеется медицинское оборудование:
- облучатель ультрафиолетовый передвижной УГД2;
- облучатель ртутно-кварцевый ОРК-21;
- тонометр;
- весы медицинские;
- ростомер.
Формы закаливания и оздоровительные мероприятия выбраны с учетом доступности для систематического выполнения и имеющие минимальные медицинские противопоказания:
- утренний прием детей на улице;
- утренняя гимнастика на улице в теплое время года;
- физкультурные занятия на улице;
- общее УФО;
- гимнастика после сна;
- полоскание рта после приема пищи;
- витаминотерапия;
- лекарственная терапия – оксолиновая мазь в нос, интерферон, дибазол, настойка элеутерококка;
- "ленивая" гимнастика в постели;
- босохождение;
- солевые дорожки;
- контрастные воздушные ванны;
- воздушные и солнечные ванны в теплое время года;
- полоскание рта настоями трав (в течение 10 дней ежемесячно);
- дыхательная гимнастика;
- релаксационные упражнения под музыку;
- обширное умывание прохладной водой;
- обливание ног водой в теплое время года;
- витаминизированное питье: отвар шиповника;
- оксигенотерапия.
Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом рекомендаций врача-педиатра, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все медицинские рекомендации отражаются в "тетрадях здоровья", которые имеются в каждой возрастной группе.
Все специфические закаливающие мероприятия были выбраны с учетом технического состояния групп.
Все перечисленные мероприятия проводятся при систематическом проведении медико-педагогического контроля, который включает:
· контроль за лечебно-профилактическими мероприятиями;
· медицинское обследование состояние здоровья и физического развития детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы;
· медико-педагогические наблюдения за методикой физвоспитания и закаливанием детского организма, за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям;
· санитарно-педагогический надзор.
Организации питания детей в ДОУ уделяется особое внимание: оно организовано в соответствии с требованиями СНиП, согласно методическим рекомендациям организации питания детей в МБДОУ (сбалансированное, 3-х разовое, с учётом индивидуальной диеты некоторых детей). Родители имеют возможность знакомиться с ежедневным меню, а также получают рекомендации по организации питания ребёнка дома.
С целью эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в детском саду создана комплексная программа "Здоровье наших детей".
Важнейшими условиями функционирования программы физического и валеологического развития дошкольников являются:
O высокий уровень педагогической рефлексии всего коллектива ДОУ, направленный на анализ исходного, промежуточного и итогового уровня здоровья детей, их физического развития, физической подготовленности, развития физических качеств, информированности детей о способах ЗОЖ человека и его здоровья, уровня освоения физкультурно-оздоровительной деятельности каждым ребенком. Ориентация воспитателей и родителей на здоровый образ жизни и осознание значимости данной проблемы;
O рациональная система физкультурно-оздоровительной работы, включающая: создание экологически благоприятных условий в помещении и на участке ДОУ для игр и занятий детей;
O высокая культура гигиенического обслуживания детей; обеспечение психологического комфорта;
O индивидуализация и дифференциация оздоровительных режимов детей с учетом традиций семейного воспитания;
O система эффективного закаливания, необходимая для тренировки системы терморегуляции, осуществляемая ежедневно на оздоровительных прогулках, умывание прохладной водой, полоскание рта и горла после каждого приема пищи, воздушные ванны до и после сна, ходьба «босиком» на физкультурных занятиях и гимнастике в зале;
O наличие физкультурного оборудования, центров Здоровья в каждой возрастной группе, необходимых дидактических пособий, включая двигательно-дидактические и валеологические игры, пиктограммы выполнения техники физических упражнений.
С целью преемственности в вопросах совершенствования физического воспитания и развития дошкольников налажено сотрудничество с детской юношеской спортивной школой №15. Взаимоотношения между образовательными учреждениями осуществляется на договорной основе в области:
· организации учебно-тренировочного, воспитательного процессов образовательных учреждений;
· проведения спортивных, массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий детского сада и школы;
· разработке новых моделей образовательных форм, систем и технологий, культурно-спортивных проектов, соединяющих деятельность образовательных учреждений.
В детском саду физкультурно-оздоровительная работа осуществляется инструктором по физической культуре Носовой Галиной Степановной – мастером спорта по художественной гимнастике, тренером детской юношеской спортивной школы №15.
Подведение итогов по заболеваемости, выявление уровня здоровья детей, установление положительных и отрицательных моментов воздействия этой программы проводятся на совещаниях, на методико-педагогических советах, на собеседованиях, на мед.часе, где медработники, коллектив педагогов и администрация обсуждают фактическое состояние здоровья детей, динамику их развития.